Брянский: «На матчах в нашем зале нет свободных мест. Значит, мы интересны болельщикам»

Главный тренер новокуйбышевской «НОВЫ» Константин Брянский подвел итоги первого круга чемпионата Суперлиги, рассказал о «синдроме Высшей лиги А» и отметил важность общения с болельщиками.

— Каковы основные итоги первого круга чемпионата для «НОВЫ»?

— Одно уже можно отметить однозначно: команда как коллектив у нас уже сложилась. Есть стартовая шестерка, есть определенная взаимозаменяемость. Также нужно отметить и то, что по итогам тринадцати туров вырисовалась тенденция к тому, что мы, к сожалению, «домашняя» команда: самоотдача игроков в домашних матчах значительно выше, чем в выездных. Даже поначалу, когда мы играли с грандами, у нас были хорошие по качеству матчи. Мы проигрывали, но бились в каждом розыгрыше, соперники выигрывали лишь в нюансах. На выезде мы такой самоотдачи не показывали. Единственное, в этом смысле можно выделить недавнюю игру в Красноярске: там была и высокая самоотдача, но ряд наших собственных ошибок плюс давление соперника привели к поражению. В первом круге мы принимали наших основных конкурентов — «Самотлор», краснодарское «Динамо», «Нефтяник», «Нижний Новгород» — на своей площадке, теперь хотелось бы во втором круге увидеть самоотдачу в матчах с ними и на выезде.

— Команда стартовала в чемпионате с пяти поражений подряд, пусть и встречалась с сильными соперниками. Не было в тот момент какого-то отчаяния?

— Мы все понимали, что с этими командами бороться нам будет очень тяжело. Мы старались использовать те игры во благо себе — проверить характер нашей команды. И он именно в тот момент и сложился. Отчаяния не было. Была легкая нервозность, особенно после поражения от «Кузбасса» — в Кубке Победы мы ему ни разу не проиграли, и, наверное, сказалось некое самоуспокоение: думали, кемеровчане нам «спокойно» отдадут победу, но этого, конечно, не произошло. После этого был легкий срыв, некоторое внутреннее напряжение, но мы его преодолели в работе. В новогодние праздники «НОВА» не отдыхала, мы провели короткий сбор по ОФП. Мы «ушли в работу». Это, конечно, было непросто на фоне всего одной к тому моменту победы, но концентрация на работе и позволила нам совершить рывок в январе, когда мы выиграли все свои домашние матчи.

— Эти три победы подряд все же больше «заслуга» календаря турнира или результат проведенной работы над ошибками?

— Думаю, все вместе. Ведь, например, краснодарское «Динамо» приехало к нам, занимая пятое место и показывая очень хороший качественный волейбол. Они усилились диагональным Леваном Каландадзе, это индивидуально сильный игрок, он какое-то время назад был в «НОВЕ» и, думаю, рвался доказать нашей команде, что зря отсюда уехал. И он провел протитв нас очень неплохой матч, но мы оказались сильнее. Или «Нефтяник» — тоже непростая команда, второй тур подряд она обыгрывает грандов. Это говорит о ее характере. Другое дело, у себя дома мы не дали ей раскрыться, очень ровно отыграли все три партии. А вот с «Самотлором» получилась неровная игра, «качели», мы ввязались в борьбу и только благодаря тому, что играли дома, при бешеной поддержке зала, сумели вытащить тот матч. Получая заряд уверенности дома, мы думаем, что и на выезде у нас получится так же. Но там уже соперник играет дома, теперь уже он настраивается на игры с удвоенной-утроенной силой, готовится решать те задачи, которые ему не давались на выезде.

— Перед сезоном вы говорили, что цель у команды — попасть в первую восьмерку. Сейчас она все еще достижима?

— Если посмотреть в таблицу, сейчас от восьмого места нас отделяет 6 очков. Это две-три «чистых» победы. На этой неделе к нам приезжает «Енисей» — гипотетически мы можем сократить отрыв от этой команды. И пока восьмерка для нас достижима. Это цель, к которой нужно стремиться. И мы к ней стремимся. Если команда не имеет никакой цели, а просто борется за выживание — она так и останется на этом уровне, вряд ли добьется какого-то результата. Самое главное — у игроков не будет внутреннего стимула для роста. А у многих наших игроков потенциал колоссальный. Но, как показала последняя игра с «Зенитом», порой мы просто не верим в собственные силы. И это играет с нами злую шутку.

— «НОВЫ» не было в Суперлиге шесть лет. Как, на ваш взгляд, за это время изменился турнир?

— Когда мы играли в Суперлиге в 2000-х, календарь был немного иным: команды играли спаренные матчи, что помогало исправить какие-то ошибки. Бывало, что команда приезжала куда-то и первый матч выигрывала (или проигрывала — это не имеет значения), а второй уже складывался совершенно по-другому. Сейчас же календарь позволяет выявить уровень профессионализма игроков, их умение настроиться только на одну игру и выдать максимум. Это делает чемпионат интереснее: нет возможности, как в компьютерных играх, «отмотать» назад и на следующий день сыграть по-новой. Нужно выкладываться в каждой игре.

Кстати, когда мы играли Кубок Победы и матчи у нас шли подряд, можно было видеть, как мы прибавляли от игры к игре. Игроки понимали, где им можно и нужно прибавлять — и прибавляли. Получается такой «синдром Высшей лиги А»: если в первый день что-то не получилось, можно исправить это во второй. В Суперлиге так нельзя: если ты не сыграл в первый день — второго дня нет, шанс исправиться будет только в следующем туре. А там — другая команда, другие кондиции.

— К слову, об игроках. Есть кто-то, кто по ходу чемпионата вас приятно удивил или, напротив, разочаровал?

— О разочарованиях я пока говорить бы не стал, это не совсем корректно. А вот те, кто порадовал — такие есть. Например, меня откровенно порадовал Владимир Съемщиков — он заметно прибавляет по ходу сезона. На первом этапе радовал Артем Довгань. Прилично прибавил связующий Валентин Стрильчук. Дмитрий Макаренко… Это все люди из Высшей лиги А, они долго вкатывались и не могли справиться с тем самым «синдромом», не понимали, что нужно выкладываться сразу, с первого розыгрыша. Но когда они это поняли — пришел и результат. Особенно заметно это стало в январе, в домашних матчах. И вообще, все ребята, которые вышли с нами из Высшей лиги А, уже адаптировались к новому уровню и составляют друг другу хорошую конкуренцию.

— Этот вопрос мы уже в какой-то мере затрагивали… В чем, в игровом плане, козыри «НОВЫ» в сравнении с другими командами?

— На мой взгляд, у нас очень неплохая организация блокирования и защиты. По сути, это и есть наш козырь. Еще бы улучшить реализацию собственных доигровок — тогда и можно было бы говорить о хороших результатах. Кроме того, в последнее время мы усилили подачу и задействовали игру в центре. То есть мы стараемся прибавлять, и после каждой игры, несмотря на результат, победу или поражение, делаем тренерским штабом какие-то выводы и пытаемся их реализовать уже в следующем матче. По сравнению с началом сезона мы усилили прием: поначалу он у нас был, конечно, совсем провальный: когда мы встретились с подачей Суперлиги — совершали много ошибок, сейчас я такого уже не скажу, хотя вот с «Зенитом» мы отпринимали похуже. Тактически мы иногда проваливаемся по ходу матча, не всегда выдерживаем ровную «линию». А сильные наши стороны — да, защита и блокирование. Пусть мы не всегда все чисто блокируем, но наши игроки много смягчают на свою сторону, что в статистике уже идет в плюс.

— Вы говорили о факторе «домашней» команды. Какова роль болельщиков в последних успехах команды? Ощущается ли вообще их поддержка и внимание?

— Конечно, ощущается. И присутствие на матче тысяч зрителей сподвигает ребят на порой чудесные действия и в защите, и в нападении, заставляет из играть через «не могу», на кураже. На выездных матчах, возможно, именно этого нам и не хватает, мы не получаем той энергии, которую дарит нам зал. Это ни в коем случае не служит оправданием нашим поражениям. Это тот вектор движения, который нам нужно исправлять в следующих играх.

— Болельщикам всегда хочется, чтобы в команде играли местные воспитанники. Можно ли ожидать, что в обозримом будущем в составе «НОВЫ» появятся «свои» игроки?

— В обозримом будущем — не раньше, чем через три-четыре года. Команда Молодежной лиги у нас сейчас сформирована на базе 1999-2000 годов, ребятам по 15-16 лет, поэтому говорить о каком-то профессионализме и участии в матчах высокого уровня пока рано. Но всегда есть шанс кого-то из них привлечь к тренировочному процессу, чтобы он работал с профессионалами и сам рос как профессионал.

— Но есть ведь и другой вариант — возвращение местных воспитанников, выступающих сейчас за другие клубы. Например, на днях стал свободным агентом Александр Абросимов…

— Думаю, до конца сезона изменений в составе у нас уже ждать не стоит. Связано это с нашим бюджетом. В дальнейшем, конечно, хотелось бы кого-то вернуть из местных, чтобы они радовали наших болельщиков. Например, в новоуренгойском «Факеле» есть прекрасный игрок — Дмитрий Волков. Но ожидать его появления в «НОВЕ» стоит вряд ли: у него долгосрочный контракт с «Факелом». В клубе, поверьте, ведется большая работа для того, чтобы вырастить хотя бы одного-двух-трех «своих» игроков для команды. У нас потихоньку налаживаются отношения с новокуйбышевской СДЮСШОР: пять ее воспитанников уже играют в Молодежной лиге, а в следующем сезоне ожидаем оттуда еще прибавление. Постепенно наши ребята вкатываются, набивают руку. Пока они проигрывают, но перед ними и не ставилось сверхзадач, учитывая, что наша команда — самая молодая и неопытная в Молодежной лиге.

— Чтобы закрыть тему с Абросимовым: вы не рассматриваете вариант с его приглашением?

— На данный момент я не могу его рассматривать, потому что он — центральный блокирующий, а у нас уже есть четыре игрока этого амплуа. Мы здесь уже переукомплектованы. На будущий сезон мы этот вариант рассмотрим.

— Насколько уверенно «НОВА» сейчас чувствует себя в финансовом плане? Не секрет, что даже у новосибирского «Локомотива» с этим имеются проблемы.

— У нас были определенные проблемы до Нового года, были задержки по зарплате. Но они были полностью погашены. И сейчас до конца сезона никаких задержек и проблем с финансированием у нас быть не должно. Но наш бюджет сверстан до конца спортивного сезона, поэтому говорить о следующем сезоне пока сложно. В планах, конечно, есть его увеличение, и наши спонсоры, и НОВАТЭК, и Министерство спорта Самарской области, делают все, чтобы команда развивалась, но пока об этом говорить рано. Да и вопрос этот больше все-таки к администрации клуба, а не ко мне.

— Вы самый молодой тренер в Суперлиге. К тому же нынешний сезон для вас дебютный в новой роли. Уже успели к ней привыкнуть?

— Я в первую очередь тренер. И только уже потом — «главный» или «старший»… Конечно, главный тренер — это больше ответственности за результат, за команду, за игроков. Успел ли «обжиться»? Наверное, да. Я не чувствую какой-то скованности в плане общения в команде, какой-то дистанции или неуверенности. Правда, у меня и раньше с этим проблем не было. У нас в команде отличные отношения, позволяющие продуктивно работать и на тренировках, и в играх.

— Есть ли у вас в той же Суперлиге примеры для подражания? Или те, у кого вы спрашиваете совета?

— Для «советов» у нас есть тренерские курсы, где мы обмениваемся мнениями и смотрим, кто что умеет и кто что делает. Есть, конечно же, и кумиры, вернее, авторитеты в тренерском деле. Они всем известны: возглавляли или по-прежнему возглавляют нашу сборную. И среди иностранных специалистов есть те, у кого есть, что перенять. Оставаясь на одном уровне, сложно прогрессировать и подниматься в жизни.

Я в своей работе всегда исхожу из того, какие игроки у меня есть. Поэтому, приведу пример, мы и усиливаем защиту: противостоять тому же «Зениту» на сетке очень сложно, и мы отрабатывали блокирование таким образом, чтобы смягчать мячи. Мы многим «рослым» командам проигрываем в краях, у нас возникают проблемы с четвертой зоной, когда там рослый блокирующий — и пытаемся компенсировать это тактикой, игрой первым темпом, блокированием, иногда скидкой, чтобы заставить соперника ошибаться, переводим игру во вторую зону… То есть пытаемся спрятать свои слабые стороны, а на тренировках максимально отрабатываем сильные: скоростную игру в центре, первый темп или пайп, в каких-то доигровочных мячах может атаковать и наш связующий Валентин Стрильчук.

Это все — тоже результат нашей работы. Я просматриваю игру мировых грандов, тех же французов. Они же тоже не во всех позициях сильны, например, на блоке. Но у них есть скорость, хорошая атака в центре, прием, защита. Или смотрю поляков… Да вообще примеров много. А наша сборная — это просто шедевр! Все ребята рослые — отсюда колоссально высокий блок, мощь атаки… И «Зенит», который вот приезжал в Новокуйбышевск, тому подтверждение.

— Начав тренерскую карьеру в 2013 году, вы уже успели и стать и главным тренером клуба Суперлиги, и в сборной поработать. В чем секрет такого стремительного развития карьеры?

— Я люблю свою работу, в этом отношении я трудоголик. И порой это даже мешает ребятам. Я всегда ищу различные варианты и желаю развиваться. Хотелось бы не утратить тот пыл, который у меня сейчас есть, и расти до максимальных высот. Но для начала нужно ставить реальные цели: хотя бы подняться по турнирной таблице. Хотя сезон не всегда может складываться удачно. Взять для примера «Урал»: команда отлично укомплектована, но стоило выбыть основному игроку — и игра посыпалась, они получили несколько поражений подряд и сразу скатились в таблице. Потенциал-то у «Урала» огромный, но травмы порой полностью вышибают команды из ритма.

И мне, в первую очередь, хочется с теми игроками, которые у нас есть, занять максимально высокое место. Чтобы игроки росли, и на следующий сезон на них можно было бы рассчитывать в еще большей мере. Чтобы и команда росла дальше или, как минимум, показывала хороший зрелищный волейбол. Ведь мы, говоря о спорте, нередко забываем о том, кому он нужен — а он нужен прежде всего болельщикам. Спортсмен выходит на площадку не для себя, не для клуба, не для спонсора — для болельщика. И насколько наша игра будет смотрибельна — настолько болельщики будут идти в зал.

Огромное спасибо всем — и клубу, и спонсорам, и игрокам — что мы зазвали болельщика в зал. На матчах в нашем зале нет свободных мест, плюс по всей Самарской области смотрят трансляции. Значит, это интересно. И болельщики смотрят не только на грандов, они смотрят и на нашу игру. Пусть нам где-то не хватает удачи, где-то — профессионализма, но мы играем интересно, это нравится болельщикам, это смотрибельно. И это уже очень много.

Я ставлю задачи двигаться постепенно, поэтапно. А ответственность, которую дает болельщик спортсмену, она его всегда ведет вверх. Не просто заработок, а именно ответственность, то, что он не может опуститься ниже определенного уровня. Постоянная концентрация, постоянное желание показать хороший волейбол…

— Новокуйбышевск — не такой большой город. Бывает, что вас на улице узнают и дают какие-то советы или просто делятся впечатлениями об играх?

— А куда же без советов? Каждый имеет свое мнение, и болельщик не просто вправе, он обязан высказать свое мнение о команде. Хорошее оно или плохое — это его мнение. А наше дело — прислушаться к нему или нет. Если много негативных отзывов, значит, нужно что-то в команде менять. Болельщик должен любить свою команду. Его впечатления и советы — это всегда пища для ума. Это означает, что тебя судят, и не всегда так, как ты думаешь. Значит, нужно или меняться самому или что-то менять вокруг себя, в команде.

«НОВЕ» уже больше двадцати лет, у команды есть давние поклонники, которые видели ее взлеты и падения и остались ей верны. Большое им спасибо за это. Но сейчас своей игрой мы позвали в зал и новых болельщиков. И если после первых туров в Суперлиге подходили за автографами и фото в основном к игрокам «Динамо» или «Белогорья», то сейчас подходят и к нашим. Молодежи хочется иметь кумиров и среди игроков нашей команды. Это очень полезно в целом для популяризации волейбола в городе.

Источник: ВК «Нова»

Добавить комментарий