Витал Хейнен о Чемпионате Мира и личных фишках
Тот, кто привёл мужскую сборную Польши по волейболу к титулу чемпиона мира 2018, является одним из самых интересных людей года. Неудивительно, что у Витала Хейнена взяли большое интервью. Тренер рассказал о том, как пришёл к такой жизни. История получилась преинтереснейшая.
Прошло уже больше месяца после победы в Чемпионате Мира со сборной Польши. Ваши ощущения?
Я мог бы сказать, что ничего не изменилось, но это будет неправда. Всё складывается совершенно иначе, потому что ко мне обращается очень много людей, многие хвалят меня… Одной из моих целей было попытаться стать хорошим тренером. Когда ты выигрываешь Чемпионат Мира, то ощущаешь, что сделал что-то особенное, что-то уникальное. Когда твоя команда круче всех в мире – это замечательное чувство. Я общался с некоторыми из своих коллег. Желаю им прочувствовать это, потому что ощущения невероятные. Я достиг очень большой цели, и теперь спокойно иду к последней волейбольной мечте – медали Олимпийских Игр. Глубоко внутри я чувствую, что сделал добро не только для польского волейбола, но и для польских волейболистов, и народа Польши, которые просто невероятны и очень преданы волейболу. Они – истинные волейбольные фанаты, как я это вижу. Так что я очень рад, что смог сделать это ради них.
Когда Вы начали работать со сборной Польши, многим игрокам потребовалось время, чтобы привыкнуть к Вашей системе. Видели ли Вы отблеск сомнений в глазах игроков?
Моя тактика такова: есть идея, и есть понимание, как это сделать, и с кем. Я иду вперёд, а они идут за мной. Я не ищу сомнения или что-то подобное. Я лишь веду их, направляю их. Это моя работа. Я направляю волейболистов и технический персонал. Таким образом, мы все верим в цель. Именно этот путь я обозначил в феврале, рассказав о том, как вижу его. И я прошёл по нему, потому что был уверен, что этот путь приведёт нас только к хорошему. В сборной Польши я сразу сказал что-то типа «мы пойдём моим путём», и с первого же дня делал всё, чтобы они пошли за мной. Вполне естественно, что поначалу на меня косились. Но довольно быстро команда встала за мной. Через две или три недели я увидел, что команда верит в мой способ. Четыре месяца спустя игроки отдавали всё больше и больше, вырастая над собой.
Интересный факт: Витал Хейнен любит долгие прогулки. Он обычно приходит на тренировку пешком. В прошлом сезоне расстояние между домом и залом составляло 7,5 км, и тренеру требовался один час десять минут, чтобы добраться до работы.
В этом году я выбрал другой дом в пригороде Фридрихсхафена. Где-то в девяти километрах. Теперь мне требуется один часов 25 минут на дорогу. Я стараюсь идти очень быстро, чтобы сохранять форму.
Перед началом Чемпионата Мира сборную Польши практически не считали фаворитом. Как Вы к этому отнеслись, ведь это была откровенная недооценка?
Я был согласен с этой позицией. Просматривая список команд, ты сразу выводил сборные Франции, России, Италии и США в фавориты. И только потом шли сборные Бразилии, Польши и Сербии, возможно также сборные Ирана и Болгарии. Я считаю, что вопрос с фаворитами легко объясняется логически.
Первая фаза турнира прошла очень хорошо для сборной Польши: пять побед в пяти матчах. Можете провести аналитику этой части Чемпионата Мира?
Поскольку в нашей группе не было ни одного из четырёх названных фаворитов, я знал, что у нас есть возможность выиграть пять матчей. Мы отлично отыграли против сборной Ирана и справились с матчем против сборной Болгарии. Так что вполне закономерно выиграли пять матчей.
Во второй фазе сборная Польши потерпела два поражения подряд, а затем выиграла у сборной Сербии. Эксперты от волейбола утверждают, что именно победа над сборной Сербии привела сборную Польши к золотым медалям.
Во второй фазе у нас были некоторые трудности, в основном, потому, что наш Михал Кубяк заболел. Думаю, мы делали всё правильно. Мы проиграли сборным Франции и Аргентины, а затем мы встретились с сербской командой. Они уже прошли дальше и играли на своём максимуме. Думаю, все причастные к спорту понимают разницу между выступлением с ножом у горла и выступлением, когда ты просто хочешь понять общее состояние, потому что матч ничего не решает..Мы отыграли невероятный матч, выиграли его и вышли в Финал Шести. Мы ожидали, что доберёмся до него. Мы были уверены в Финале Шести.
В третьей фазе сборная Польши вновь встретилась со сборной Сербии, и результат повторил вторую фазу. В решающем матче полякам требовалось выиграть всего одну партию у сборной Италии, и Ваша команда справилась с задачей. Как Вы чувствовали себя после того, как вывели хозяев турнира из борьбы?
Я верил, что у нас были хорошие шансы победить сборную Сербии, пусть ситуация и отличалась разительно от второй фазы Чемпионата Мира. Решающий матч был против сборной Италии. И речь не о том, что мы выиграли необходимую для квалификации партию, а о том, как мы выиграли её. Нам пришлось играть против сборной Италии, которую поддерживали трибуны. И тут, сборная Польши выходит и выигрывает первую партию 25-14. Это была невероятная партия. Это был момент нашей лучшей игры. С таким прессингом, и в такой ситуации, мы смогли доминировать. Именно эту партию я называю нашим самым интересным моментом во всём Чемпионате Мира. Под психологическим давлением мы доказали, что являемся лучшей командой.
В полуфинале вы победили сборную США, а в финале разгромили сборную Бразилии. Обе игры были сложными, но, кажется, вы знали всё о бразильском стиле игры, раз соперник не смог ничего противопоставить Вам?
Сборная США – это великая команда. Мы так часто проигрывали им раньше. В тот день мы играли лучше, и в это всё. В ту неделю сборные США и Польши показывали лучший волейбол. Глубоко в душе я чувствовал, что команда, выигравшая тот матч, имеет самые крупные шансы на чемпионский титул. Сборная Бразилии играла без двух сильнейших игроков, Лукарелли и Маурисио Боржеса. На том высоком уровне даже один игрок может изменить ситуацию. И история с Кубяком является хорошим тому подтверждением. У них травмировались два топовых игрока. Так что я считаю, что они показали отличный результат, выйдя в финал той командой. С учётом уровня волейбола, показанного нами на той неделе, мы знали, что были сильнее. В тот момент мы были сильнее. Не через день после финала, но конкретно тогда, когда мы победили их. Было очень приятно находиться в аутсайдерах на всём пути к титулу чемпиона.
Бартош Курек выглядел совсем иначе, если сравнивать с предшествовавшим сезоном. Они играл на высоком уровне, был уверен в себе. Как Вам удалось проапгрейдить его?
Как я сказал, я верю в своих игроков. И это – единственное, что я сделал. Он проделал огромную работу. Курек работал как чёрт, выслушивая мои комментарии. Иногда мы обсуждали некоторые моменты, но именно так строится что-то новое. Он проделал всю требуемую работу, принял мои советы, и не только мои, но также и советы всей команды. Он не был звездой, он был членом команды, столь же ценным, как и все остальные. Ему было легче, ощущая, что мы поддерживаем его, помогаем и укрепляем его уверенность в себе. Он – крутой волейболист.
Да, конечно, вся команда, возглавляемая капитаном Михалом Кубяком, играла на высоком уровне. Что Вы сказали им в раздевалке после защиты титула?
Где-то по телевизору показывали мою речь в раздевалке. Должен сказать, что я не уверен, что помню все слова. Выиграв титул, сборная Польши показала себя настоящей командой. Спросите игроков – они чувствовали то же самое. Было здорово быть командой. Самым важным игроком была Дамиан Войташек. Он практически не появлялся на поле, но поддерживал команду сотнями других способов… Когда Кубяк заболел, именно Дамиан кормил ему, приносил супчик и делал всё, чтобы тот мог спать. Они все жертвовали многим друг ради друга. Я очень рад, что являюсь тренером этой команды. Я сказал, что мне понравилось их выступление, и, разумеется, что настало время отметить на полную катушку. Победа в Чемпионате Мира всегда является отличным поводом для праздника.
В следующем сезоне Вы сможете призвать в команду Вильфредо Леона. Как думаете, кубинец окажет влияние на команду?
Леон тренировался с нами с августа. Он – часть команды, и войдёт в неё в следующем году. Как и каждый волейболист, он сможет помочь. Мы хотим становиться всё сильнее, а Леон вызывает ощущение того, что хочет помогать команде расти.
Ваши планы на будущее? Планируете ли включить больше молодёжи в сборную, как сделали с Якубом Кохановским, Вашим секретным оружием на Чемпионате Мира?
Мои планы? Ходить пешком. Вновь вернуться в форму. Это мои личные планы. Мне нужно быть в более пристойной форме, чтобы делиться силами с игроками «Фридрихсхафена». Что касается следующего года, в Польше есть много хороших волейболистов. К нам присоединятся и молодые игроки. Будет смесь молодости и опыта. Будущее выглядит очень даже хорошо.